Умная Башня. Выездной семинар для студенческого научного авангарда Вышки в башне «Меркурий» («Москва-Сити»)
3 марта Центр академического развития студентов провел выездной семинар в башне «Меркурий» комплекса «Москва-Сити» для научного студенческого авангарда Вышки. На семинаре были представлены проекты Центра: конкурс научных блогеров «SciCasting-2019», конкурс «travel-грантов» для победителей НИРС-2018 и платформа для построения горизонтальной научной коммуникации между студентами - «Республика ученых».
Участниками семинара стали студенты-победители конкурса НИРС, получатели повышенной академической стипендии за достижения в науке, руководители студенческих организации, стажеры-исследователи, — то есть те, на ком лежит ответственность по развитию науки в студенческой среде.
Десять тезисов о науке для студенческого научного авангарда НИУ ВШЭ
Семинар с вступительным докладом «Десять тезисов о науке для студенческого научного авангарда НИУ ВШЭ» начала проректор ВШЭ Валерия Касамара. Она рассказала почему студенту стоит выбирать научную стезю в качестве магистральной, развеяла некоторые стереотипы об «ученом» и рассказала о главных преимуществах академической карьеры: свобода, возможность принять участие в научном открытии и вписать свое имя в академическую историю.
Республика ученых. Идея, принципы, цель.
Директор Центра академического развития студентов Андрей Кожанов и директор по внутренним исследованиям и академическому развитию студентов Иван Груздев выступили с презентацией «Республики ученых» — площадки для построения горизонтальной научной коммуникации между студентами Вышки. Андрей Кожанов и Иван Груздев рассказали об идее «Республики ученых», ее принципах, функциях и, главное, о преференциях, которые получат участники «Республики».
Нетворкинг в науке. Зачем нужны конференции и другие научные мероприятия
Заведующая международной лаборатории прикладного сетевого анализа НИУ ВШЭ Валентина Кускова рассказала о роли международных конференций и о том, как важно ученому не закрываться в своем кабинете, производя «некий научный факт в стол». Ученый для успешной академической деятельности должен не только читать книги и статьи, но и регулярно обмениваться опытом со своими коллегами, знать о передовых направлениях в изучаемой области.
Опыт научного путешественника.
Данную тему продолжил Илья Прахов, рассказав об опыте научного путешественника. Илья наглядно показал, что зарубежные конференции —это не только шанс оказаться на передовых позициях в научной сфере, но и возможность увидеть мир, побывать в ведущих исследовательских центрах и познакомиться с единомышленниками и интересными учеными.
Travel-money
Иван Груздев рассказал о новых возможностях для внеучебной академической мобильности студентов - «travel-money». С этого года все победители конкурса НИРС, являющиеся студентами или сотрудниками Вышки, могут получить трэвел-грант для поездки на конференцию или летнюю школу. Участники республики ученых также смогут участвовать в конкурсе на поддержку организации научных стажировок.
Как студенческая научная инициатива стала делом всей жизни
Выпускница НИУ ВШЭ, получившая совсем недавно PhD в университете Stony Brook (США) Дарья Хлевнюк и ведущая научная сотрудница научно-учебной лаборатории политических исследований Анна Сорокина поделились историями своей академической карьеры: как зародившаяся в университете идея, расцениваемая сперва как хобби, стала делом всей жизни.
Научные кружки и студенческая научная инициатива
Андрей Кожанов и Иван Груздев рассказали также о другом проекте Центра академического развития студентов — о научных кружках. Научные кружки представляют собой исследовательские группы, в которых инициатива идет снизу. Студенты, заинтересовавшиеся какой-либо научной проблемой, могут пригласить преподавателя, который направлит студенческие идеи и поддержит их исследовательские начинания.
Студенческие научные бои
Команда Научных боев разъяснила, почему научная работа и результаты исследования должны быть представлены в понятной для не-ученых форме. Исследователь должен уметь презентовать свою работу людям, которые не являются компетентными в родной для ученого дисциплине. Спикеры обратили внимание, что для современного исследователя важнейшими навыками, помимо научных компетенций, являются риторика, эрудиция и коммуникабельность.
Питч-сессия
После доклада участники семинара проверили на практике рекомендации, озвученные в докладе команды Научных боев. Несколько студентов рассказали процессе питч-сессии о своих научных планах и результатах исследований.
Научные блоги. Зачем просто о сложном?
После питч-сессии Сергей Старцев из Центра академического развития студентов представил конкурс научных блогеров «SciCasting-2019» и порассуждал о том, как научные коммуникации, адресованные широкой аудитории, могут и должны пройти между крайностями упрощения и сложности научного регистра.
Talk-шоу
После короткого кофе-брейка участников семинара ждала дискуссия экспертов на тему больших вызовов в современной науке. Спикеры в лице Андрея Васенко, Михаила Ильина, Юрия Симачева и Исака Фрумина обсудили ситуацию в современной науке, ее отдельных отраслях, вызовы междисциплинарности, повестку социальной ответственности науки и этические риски научной деятельности.
Семинар завершился вручение специальных премий от эндаумента выдающихся выпускников Вышки победителям конкурса НИРС-2018 в трех номинациях, по которым университет находится в топовых позициях предметного рейтинга QS. Специальный репортаж этой части мероприятия.
Полная программа семинара доступна здесь: Программа выездного семинара Меркурий 3/03
Спикеры
Руководство Университета: проректор
Центр академического развития студентов: Директор центра
Дирекция по внутренним исследованиям и академическому развитию студентов: Директор по внутренним исследованиям и академическому развитию студентов
Международная лаборатория прикладного сетевого анализа: Заведующий лабораторией
Международная научно-учебная лаборатория институционального анализа экономических реформ: Научный сотрудник

выпускница НИУ ВШЭ, PhD Stony Brook University
Научно-исследовательский отдел: Ведущий научный сотрудник
Центр академического развития студентов: Менеджер
Научно-учебная лаборатория квантовой наноэлектроники: Заместитель заведующего лабораторией
Департамент политической науки: Профессор
Центр исследований структурной политики: Директор центра
Департамент образовательных программ: Профессор