• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Елизавета Виленчик

В рубрике «Паспорт республиканца» участники рассказывают о себе — о своём пути в науку, успехах и провалах и о том, зачем им всё это нужно.

О победе в конкурсе НИРС

В работе, благодаря который я стала лауреатом конкурса, мы с научной руководительницей исследовали омофоны. Мы проводили психолингвистический эксперимент, как воспринимаются омофонические формы при чтении. Омофонические формы – это те, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному, например, «деревни»/ «деревне». Мы изучали, как быстро такие формы обрабатываются мозгом человека при прочтении – влияет ли то, что они произносятся по-разному, проговаривает ли человек эти формы в своей голове. Эксперимент мы проводили онлайн на платформе для психолингвистических исследований Ibex, в нем участвовали несколько десятков испытуемых.

Работу я написала на первом курсе и подала на НИРС, просто чтобы попробовать: видимо, за счет внушительной исследовательской части ее оценили высоко.

О сегодняшних исследованиях

Сейчас я выбрала тему, о которой все говорят: феминитивы. Я смотрю на них с точки зрения лингвиста и надеюсь привлечь для изучения data science, сделать анализ текстовых данных.

На данном этапе я заканчиваю теоретическую часть работы, где смотрю на феминитивы в русском языке с исторической перспективы – как они появлялись, когда феминитивы с разными суффиксами были впервые зафиксированы в словарях, когда возникли маскулинитивы для профессий, где женщины были более популярны. До сих пор считается многими, что маскулинитив для какой-то профессии – режиссер, врач – звучит более уважаемо, и в другие исторические периоды было так же.

О феминитивах как части фемактивистской повестки

Работа о феминитивах заставила меня углубиться в тему феминизма, но я до сих пор не могу с полной уверенностью причислить себя к феминисткам. Мне кажется, для написания научной работы это хорошо. Феминитивы мне интересны не потому, что я увлекаюсь гендерной лингвистикой, а потому, что это новая норма, которая устанавливается в языке прямо сейчас, за этим процессом можно наблюдать в режиме реального времени.

В своей речи я обычно использую устоявшиеся феминитивы, но чем больше пишу курсовую, тем больше замечаю, что автоматически начинаю использовать все больше феминитивов. Например, недавно сказала слово вроде «врачица», даже не «врачиня». Просто в голове как-то само создалось.

О выборе области исследования

Я до сих пор не знаю, какая область исследований – моя. Я знаю, что я лингвист, но я не уверена, в какой области хочу дальше развиваться. На первом курсе я думала, что хочу заниматься психолингвистикой, потом – нейролингвистикой, потом пройду какой-нибудь интересный курс и снова думаю про компьютерную лингвистику.

Но я знаю, что мне бы хотелось продолжать заниматься научной работой, потому что учеба учебой, но то, что я изучила, с чем могу поставить эксперимент – это что-то другое. То, что мне действительно нравится.

О планах на будущее

Пока я думаю о лингвистической магистратуре, связанной с нейролингвистикой, компьютерной лингвистикой. Аспирантура – тоже скорее да: чем дальше я продолжу свое образование, тем лучше себя буду чувствовать.

О венце академической карьере

Мне бы хотелось, пусть это и звучит банально, сделать классное открытие. В детстве я читала научно-популярные журналы, например, National Geographic.

Открытия, о которых я читала, всегда были связаны с биологией, химией. Именно они захватывали умы и восхищали. Мне бы хотелось в лингвистике сделать нечто такое, о чем кто-то следующий читал бы и говорил: «Вау, похоже, это классно! Пойду и стану лингвистом».

Рекомендация по теме

Я фанат онлайн-курсов и прохожу их постоянно. Один из тех, что мне понравился, посвящен исследованию речи при операциях на мозге.* Такие курсы дают мне ощущение, что я тоже как-то причастна к этому крутому миру ученых – они делают операции и помогают людям не потерять речь после нее.

*Онлайн-курс на Future Learn Language Testing During Awake Brain Surgery