Наталья Розенфельд
В рубрике «Паспорт республиканца» участники рассказывают о себе — о своём пути в науку, успехах и провалах и о том, зачем им всё это нужно.
Как пришла в науку?
Всегда есть какие-то учебные проекты, которыми нужно заниматься. Курсовые работы обычно более или менее формальные: есть критерии, по которым их нужно писать; ограничения по тематике; рамки, в которые тебя загоняют. Это можно понять, ведь нужно как-то оценивать работы.
Всё это, на мой взгляд, отличается от научной работы, в которой есть выбор, свобода.
На 2 курсе я поняла, что есть работы, которые можно написать для себя, и поехала в экспедицию в Краснодарский край, город Бжид.
По итогу нужно было написать групповой отчёт. Наш руководитель Олег Алексеевич Оберемко собрал тексты в одну статью, и мы опубликовались. Но еще на обратном пути я поняла, что есть один интересный сюжет, который не вошёл в наш групповой отчёт, – как возникают социальные институты на примере побережья.
Я начала работать над этой темой, написала статью, с ней же выступала на конференции «Welt und Wissenschaft» («Мир и наука») на немецком языке. Мне понравился этот опыт, и я решила, что помимо учебных проектов интересно было бы заниматься чем-то ещё. После второго курса я поехала в другую экспедицию в Белозерск, в Вологодскую область, и поняла, что хочу собрать материал для собственного исследования.
Об исторических реконструкторах
В экспедиции я обнаружила, что в городе есть исторические реконструкторы*. Я сама реконструктор, эта тема мне близка. Я решила заняться ей, хоть она и возникла внезапно, и продолжила заниматься этим в Москве, искала других реконструкторов по всей России, чтобы провести с ними интервью.
*Историческая реконструкция – воссоздание исторической эпохи с помощью костюмирования и подражания характерным культурным чертам, обычаям, обстановке. Например, рыцарские турниры, воспроизведение битв, фестивали средневековья.
Тема почти не исследована. В литературе я нашла описание того, что это такое и когда возникло, но никакого осмысления, чем люди занимаются и почему. Реконструкторов связывают с неоязычниками, с косплеерами, и мне захотелось понять, что сами участники движения думают об этом.
У меня в планах написать статью и рассмотреть определенные явления, связанные с историческими реконструкторами. Например, положение женщины в реконструкции, сопоставление с религией или с отаку в японской культуре.
Об интервью с участниками своего сообщества
Я старалась отдалиться от своего опыта. В этом мне помогло то, что интервью мы проводили по двое, и со мной была коллега не-реконструктор.
Она могла корректировать ход интервью, чтобы не было, так сказать, профессиональных перекосов. Для начала же мы провели такое же интервью со мной, где я уже была на месте респондента, чтобы организовать гайд для полуструктурированных интервью.
О работе в Лицее Вышки
У меня не один интерес. В один момент может быть интересно несколько вещей, это позволяет взяться за разные темы и не устать. Я работаю ассистентом на кафедре исследовательской и проектной деятельности в Лицее ВШЭ и знаю нюансы образовательного процесса, вижу подводные камни. Меня начала интересовать тема образования и как его можно улучшить в нашей стране, поэтому я собираюсь в магистратуру Института образования.
В 11 классе лицеисты защищают исследовательскую работу, наподобие курсовой, которую пишут год-полтора. Я могу наблюдать их результаты, с чем они сталкиваются, как можно было бы внедрить курсовую работу в их учебу, чтобы они понимали, зачем им эту работу писать.
Сейчас у них такое представление: есть какая-то работа, им за неё идёт оценка, которая влияет на скидку при поступлении в Вышку. У них нет никакой мотивации делать ее хорошо для себя, учиться презентовать, пользоваться источниками.
Наша задача сейчас – сделать так, чтобы на занятиях развивалась проектная деятельность, не было четкого разделения на математику, русский и так далее, чтобы на каждом уроке ученик совершенствовал своё исследование.
О планах
Хотелось бы приложить руку к системе школьного образования в России, адаптировать удачный европейский опыт на нашу систему. Я не хочу сидеть в офисе 24/7 и расписывать стандарты образования. Например, после соцфака многие работают в маркетинговой компании и преподают в Вышке, одно другому не мешает.
Я так же могу работать в какой-то организации, которая связана с образованием, и заниматься исследовательской деятельностью. Провел исследование – применил результаты.
Как объяснить бабушке, чем ты занимаешься?
Если говорить об исследовании исторических реконструкторов, восприятия этого движения извне и непосредственными участниками не совпадают. Я бы объяснила бабушке, как эта картина мира выглядит с одной и другой стороны, какие есть между ними разногласия.
Бонус: что почитать о школьном образовании
«Освобождение от школ. Пропорциональность и современный мир» Ивана Иллича. Автор категорично отзывается о школах, заявляет, что школы не нужны, замечает проблемные места в современном образовании. Так что интересная книга.