Александра Елисеева

О президентском гранте
Я стала призером заключительного этапа Всероссийской олимпиады по литературе – это считается научной деятельностью. Так я получила грант, то есть 100 тысяч рублей в год.
Чтобы продолжать получать эти деньги, нужно учиться на бюджете без академических долгов. Но со второго года обучения ты обязан подтверждать его научными достижениями, а если получаешь грант больше одного года – обязан потом работать на территории России в течение трех лет на любой должности.
Об исследовании
Оно посвящено геймификации в образовании – тому, как сделать образовательный процесс более интересным, интерактивным путем интеграции в него элементов игры.
Это очень модная история, которой сейчас занимаются все кому не лень.
Когда я поняла, что в этом году нужно будет подтверждать грант, мне стало страшно: у нас на ФКМД нет научной деятельности, это единственный ненаучный факультет Вышки.
При этом у меня раньше был свой опыт – я около года преподавала историю и делала образовательный лагерь в формате игры. Дети приезжали на пять-шесть дней. В формате игры мы решали кейсы, приближенные к реальности, за рамками школьной программы. Например, у нас в игре была история о том, как четыре группы ученых, которые работают на разные государства, совершили прорыв в другое измерение, где действуют другие законы физики, и им нужно это исследовать.
В рамках таких задач детям нужно, например, решить уравнение в двоичном коде и переконфигурировать его в десятичную систему. Роботов они тоже программировали с помощью арифметических действий. Основной упор делается не на получение нового материала, а на то, что они с уже знакомыми задачами сталкиваются в нестандартных ситуациях.
Такие образовательные операции хорошо адаптируются в модели для игр ролевого действия. Поэтому я решила использовать этот игровой лагерь как поле для включенного наблюдения, а пока мое исследование посвящено классификации образовательных игр.
Так моя работа стала моим исследовательским проектом – и я надеюсь, что продолжу этим заниматься в будущем.
О карьере в науке
Если честно, пока я не думаю об академической карьере. Мне интересно заниматься исследованиями, но я не уверена, что хочу полностью посвящать себя науке.
Пока учусь в бакалавриате, буду заниматься всем, что мне интересно в разных сферах. Сейчас мне кажется, что в будущем я бы скорее занималась популярной наукой –проектами типа «ПостНауки» или «Арзамаса». При этом наука очень органично вписалась в мои увлечения, хобби и работу.
О факапе
Пока вся моя научная карьера – это один большой факап. Зимой я была в отчаянии, не могла найти научного руководителя, все мне отказывали. Например, у нас был курс по антропологии, мне было очень интересно, и преподавательница предложила включить меня в свой проект – а потом перестала отвечать.
Пока я еще не до конца понимаю, куда плыву, и факапов больше, чем успехов.
Что такое — успех в науке?
Успех в науке – это открыть что-то новое. То, чего до тебя никто не делал.
Мне кажется, что человек, который посвятил всю жизнь науке и ничего не открыл, – если, конечно, он сказал себе что-то вроде «да, я ученый», – не сделал ничего нового, то это провал. Он потратил жизнь ни на что.