Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Руслан Мифтахутдинов

В рубрике «Паспорт республиканца» участники рассказывают о себе — о своём пути в науку, успехах и провалах и о том, зачем им всё это нужно

Привет, Руслан! Расскажи о себе

Меня зовут Руслан, в прошлом году я окончил бакалаврскую программу «Востоковедение» в Питерской Вышке, сейчас учусь на исследовательском треке магистерской программы «Кросс-культурные исследования Азии и Африки в контексте международных отношений». 

Параллельно с учёбой я 4 года фактически работал в Студсовете Питерской Вышки и ещё два года я был одним из руководителей Студенческого совета Санкт-Петербурга. Сейчас мы с командой занимаемся ребрендингом проектов Студсовета Питерской Вышки по ментальному здоровью — теперь нас зовут Forrest!

Как начался твой путь в науке?

Изначально у меня было скептическое отношение к научной деятельности — я видел, как мой прадедушка, заведующий кафедрой коммунальной гигиены в Казанском государственном медицинском университете, основательно готовил свои работы, давал обратную связь своим подопечным и в целом относился к своей деятельности в университете, но при этом мне казалось, что он слишком сильно переживал. Затем, когда я понял, что свяжу свою карьеру с востоковедением, я пытался понять, какие исследовательские возможности у меня есть, но у меня не было никаких представлений о том, как можно использовать базовые качественные и количественные методы исследования…

Когда я поступил в Питерскую Вышку, моё отношение начало постепенно меняться — мне нравилось готовить доклады, обсуждать разные вопросы с одногруппниками и однокурсниками, анализировать материалы при подготовке эссе и курсовых, выступать на конференциях в МГИМО, РАНХиГС, Вышке и т.д. Здесь я и понял, что в научной деятельности всё-таки что-то есть:)

На базе Студсовета Питерской Вышки ты проводил исследование. Можешь рассказать про этот опыт?

Когда я возглавил Студсовет Питерской Вышки, перед нами встал вопрос, что именно мы сами (без опоры на административные подразделения) можем сделать, чтобы студентам в кампусе стало чуточку комфортнее. На тот момент студенты обращали внимание, что очередь в наш кабинет психологической помощи была достаточно большой и порой занимала месяц. Поскольку в нашем кампусе нет студентов, которые учатся на психологов, мы предположили, что палочкой-выручалочкой станет система допсихологической помощи, в рамках которой студенты смогут встречаться со специалистами, обсуждать разные вопросы и на основании этого опыта определять, стоит ли работать с ними дальше. 

Мы проводили опрос в две итерации, и на базе 2000 ответов мы сделали стратегию ментального благополучия студентов Питерской Вышки и, в частности, программу Недели ментального здоровья. Проект стартовал достаточно успешно — на сегодня мы провели уже пять таких недель, а в начале июня мы будем делать обновлённый формат. Дело в том, что значительная часть ребят отмечали, что ивенты в течение всей недели выглядели достаточно «размазано» и что было бы лучше, если программа будет проходить в 1-2 дня, но при этом она будет более насыщенной. А как эта гипотеза сработает, мы узнаем в ближайшее время!:)

Какую область науки ты исследуешь сейчас?

Сейчас я делаю исследования по двум «трекам»: идентичность в сообществе АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии) и способы реализации системы допсихологической помощи. 

Какие исследования ты проводишь на данный момент?

В первом треке я смотрю, как соотносятся этническая, национальная и наднациональная идентичности, каким образом продвигаются конкретные нарративы и насколько успешны конкретные действия. Например, исследовательский проект в этом году посвящён формированию единого образовательного пространства внутри АСЕАН и сравнительному анализу проектов, которые внутри АСЕАН реализуют внешние партнёры (Китай, США, РК, Япония, Индия и др.).

Во втором треке вместе с командой мы определяем оптимальный формат популяризации допсихологической помощи в и ментального здоровья в Питерской Вышке через разные (в т.ч. популярные и развлекательные) форматы. 

Что можно изучить по твоей теме?

По исследованиям идентичности я обычно советую читать труды О.Ю.Малиновой и И.С.Семененко, поскольку именно они, на мой взгляд, являются ключевыми экспертами в данной области в современной России. Ещё у меня под рукой всегда находится хэнбдук по исследованиям идентичности от издательства Routledge. Если же говорить о зарубежных исследователях и сконцентрироваться на АСЕАН и Юго-Восточной Азии, то я порекомендую обратиться к трудам Амитава Ачарьи — он является одним из ведущих исследователей в современных исследованиях международных отношений. 

Говоря об исследованиях допсихологической поддержки, я рекомендую опираться на опыт других вузов и некоммерческих организаций, потому что именно там рождаются самые безбашенные идеи, которые со временем входят в моду.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!