• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Екатерина Хрякова

В рубрике «Паспорт республиканца» участники рассказывают о себе — о своём пути в науку, успехах и провалах и о том, зачем им всё это нужно.

О пути в науку 

Когда я поступила в лицей Вышки, социология оказалась самой привлекательной дисциплиной для меня. Мне казалось, что вопросы социологии более жизненные, чем, например, экономические модели или индексы — это и гендерные стереотипы, и дискриминация, и реакция общества на глобальные проблемы вроде пандемии. 

Об академической мобильности и системах обучения в UCL и Вышке

Университет University College London (UCL), в который я поехала, находится очень высоко во всех рейтингах. Лондон дорогой, особенно если ты не обладаешь гражданством Евросоюза, и учиться там бесплатно – безусловный плюс. Ты платишь только за жильё, и можно попробовать получить стипендию. 

Системы обучения в UCL и Вышке очень разные. В Англии заметна мода на самостоятельное обучение. Каждый студент получает такую оценку и такое количество знаний, на которое готов сам. Нужно быть мотивированным и дисциплинированным студентом и исследователем, чтобы добиться результата.

Заметно более взрослое отношение к учащимся: если ты попросишь о дополнительной консультации с преподавателем, тебе пойдут навстречу и помогут. Но если ты этого не сделаешь, потому что привык, что тебя кто-то мотивирует, подстёгивает, как это происходит в Вышке, ты рискуешь не справиться с нагрузкой. 

В Вышке тебя держат в тонусе активностью на семинарах, домашними заданиями. В Англии же тебе дают большой список литературы, который ты можешь читать, а можешь прийти, ничего не прочитав. В UCL меньше пар, можно расслабиться, ничего не делать, но в конечном итоге это лишний стресс: когда придёт время писать большое эссе, из которого выводится почти вся оценка за курс, ты ничего не знаешь, потому что откладывал его на потом.

Для студентов, которые не смогли выбрать что-то одно, существует департамент смешанных наук, где учат все и по чуть-чуть. Например, медицину, историю, японский и физику одновременно.

В Вышке более жёсткие требования в выборе траектории. С одной стороны, это хорошо, потому что ты заканчиваешь университет с профессиональными знаниями, которые кому-то понадобятся. С другой стороны, выбор дарит свободу, но курсы на этом департаменте поверхностные и нужно самому браться за то, что тебе преподают, чтобы не оказаться никому не нужным, заплатив 25 000 фунтов за образование. 

В UCL никто не сравнивает оценки: в личном кабинете вроде LMS ты видишь только свои. У студентов по обмену всё по-другому. Когда они получают оценки, интересуются, кто и что получил. Если у тебя выше 70, можно похвастаться. С другой стороны, я и в Вышке не чувствую конкурентной атмосферы. Рейтинги публикуют, но не делают из этого событие. 

В академической мобильности есть минус: у студентов по обмену может быть ограничен выбор курсов. Не всегда получается изучать то, что ты хочешь, потому что университет прежде всего дает возможность выбора своим студентам. 

Об инфраструктуре и студенческих сообществах UCL

В UCL много огромных библиотек, в которых всем студентам хватает компьютеров. Я привыкла всегда носить ноутбук, а тут, оказывается, можно занять место, залогиниться и получить доступ ко всем своим файлам. Библиотека на Покровке хорошая, но по сравнению с библиотекой в UCL, это очень мало. 

Мне показалось, что студенческие сообщества в UCL развиты больше. Там есть всё: спорт, карьера, сообщество шоколада, мы с подругой ходили на шотландские танцы.

Ты тратишь много времени, чтобы адаптироваться в новой среде, и когда понимаешь, что нужно делать, пора уезжать домой. Хотя у нас получилось продлить мобильность. Мы ехали на первый семестр, но в итоге остались на весь год. Сделать это оказалось легко: мы спросили у Вышки, можно ли остаться, и никто не был против. 

Об исследовании для НИРС

Исследование, которое мы делали совместно с подругой во время пребывания в Лондоне, называется 'Older people stigmatization and quality of life by the case of London'.

Есть несколько объективных факторов, которые ведут к тому, что благополучие пожилых людей не такое высокое, как у молодых поколений. Например, проблемы со здоровьем, некоторая социальная исключенность. Но нам стало интересно посмотреть, влияют ли на поведение пожилых людей автостереотипы – их представления о самих себе и о том, как они себя должны вести.

Может быть, пожилые люди не ищут работу не потому, что действительно не смогут работать, а из-за автостереотипа, что старый человек медленный, забывчивый и не сможет приспособиться к новым технологиям? Или из-за собственных предубеждений не выходят в парк, не следят за своим здоровьем, потому что думают «Ну конечно, я старый, чего я хотел»? 

Мы сделали два факторных анализа на двух блоках: стереотипы пожилых людей о самих себе и их поведение на самом деле. Не везде, но в некоторых сферах, таких как отношение к здоровью, вовлеченность в жизнь сообщества, социальная включенность, культурные и творческие занятия, людей действительно ограничивает то, что они думают о представленности своего поколения в этой сфере. 

Советы для участников НИРС

Обидно, если ты весь год делал исследование и никому его не показал. Подавать нужно на все конкурсы, что бы ты ни думал про свою работу. Она может надоесть, ты можешь настолько погрузиться в тему, что будешь видеть все неточности, но для других людей работа может оказаться интересной.

Об исследовании образа женщины в рекламе 

В Лондоне мы вчетвером проводили дискурс-анализ образа женщины в рекламе американских брендов в переломные исторические моменты. Например, после войны начался процесс нормализации, и в рекламе появился образ женщины-домохозяйки, которая занимается детьми и красива для своего мужа. 

Сегодня все больше брендов бьюти-индустрии переходят к трансляции разнообразия: женщина можешь выглядеть как угодно и делать что угодно, но непременно прибегая к помощи бренда. Меня всегда поражала эта уловка: ты получаешь доступ к максимальной мобильности, но только пока покупаешь. 

О самой удачной работе

Мне нравится проект по контент-анализу инстаграм-аккаунтов полиции России и Исландии. С этим проектом мы выступали на конференции на втором курсе, которую организовывал ФКМД, и статья по проекту вошла в сборник конференции. 

Как объяснить бабушке, чем ты занимаешься?

Немножко эйджизма! Я исследую людей: как они себя ведут, что для них важно, как работают институты. Социология нужна маркетингу, правительству, чтобы понимать, как общаться с людьми, некоммерческим организациям, чтобы решать социальные проблемы.

О планах

Мне бы хотелось погрузиться в изучение медиа. Я победитель олимпиады «Я — профессионал», это значит, что я могу поступить в магистратуру Вышки. Но я подалась на несколько программ в Бельгии и Швеции и жду результатов. После магистратуры очень легко уйти в маркетинг, потому что там много рабочих мест. Проникнуть в академический мир сложнее. Я бы хотела попасть в лабораторию исследований медиа, например, социальных сетей, участвовать в конференциях. Еще один вариант – работать на некоммерческую организацию сторонним экспертом, делая что-то социально полезное и приятное.

Бонус: что изучить из сферы media studies

  1. Курс Why we post: антропология социальных медиа основан на исследовании антропологов из University College London, которые в течение 15-ти месяцев изучали пользование социальными медиа в девяти странах. Курс переведен на русский язык и дополнен российскими кейсами. 
  2. Книга How the World Changed Social Media. Чаще говорят о том, как социальные медиа изменили картину мира. Основная идея этой книги — показать обратную связь, как социальные сети меняются под влиянием других общественных процессов.