Анастасия Дехтяенко
В рубрике «Паспорт республиканца» участники рассказывают о себе — о своём пути в науку, успехах и провалах и о том, зачем им всё это нужно.
О работе на конкурсе НИРС
Моя работа называлась «Отражение феномена стрит-арта в российской правовой действительности». Моя научная руководительница — профессиональная художница. Как-то она предложила: «Давай возьмём что-то, связанное с художеством». Я решила, что нужно взять что-то такое, что ещё не урегулировано в законодательстве — стрит-арт. Это больная тема, потому что стрит-арт вроде как и законен, и не законен.
О стрит-арте
Многие считают, что стрит-арт — это незаконное действие художников. Но судя по культурологическим исследованиям, сейчас стрит-арт набирает большие обороты, становится много массовых мероприятий, вполне законных. Однако в гражданском праве это никак не урегулировано. Есть пробел: непонятно, будет ли защищаться объект авторского права, если он не законен.
В России проходят мероприятия, посвящённые стрит-арту: Москва предложила художникам разрисовать старое здание сахарного завода, Санкт-Петербург предоставил стены гаражного комплекса, в Екатеринбурге действует программа «Родные города», а также ежегодно проводится Всероссийский фестиваль уличного искусства «Стенограффия».
Я пришла к выводу, что независимо от того, законен стрит-арт или нет, он всё равно будет защищаться нашими авторским правом, что
уличные художники имеют все права на свои произведения, даже если нарисовали его без разрешения собственника здания.
Юридически непонятно, что такое стрит-арт вообще, никакого понятия у него нет. Согласно исследованиям, стрит-арт — общая сфера, которая включает в себя и граффити, и муралы, и тэги, и стикеры. Муралы — это когда на жилом здании рисуют большие рисунки, на всю стену дома. Стикеры — они как наклейка. Граффити — это то, что мы видим чаще всего. Стрит-арт вмещает себя все это.
Я подошла к анализу с точки зрения права: стоит ли защищать произведения стрит-арта, какие вообще права есть у уличных художников. Права, конечно, есть: право на имя, на авторство, право следования — имущественные и лично-неимущественные права. Итог таков: да, можно получить согласие собственника здания, чтобы что-то на нем нарисовать, но если автор этого не сделал, а рисунок будет признан произведением искусства, то он будет защищаться.
Автор может подать в суд. Никто не имеет права рисунок стирать или как-то портить.
О статье о вандализме
Мне кажется, в России часто по статье о вандализме выносят несправедливые приговоры, а ведь это всё-таки уголовная ответственность. Когда проходил Чемпионат мира, в законе "О благоустройстве в г.Москве" была предусмотрена ответственность за то, что рисуют без разрешения, и у художника возникала обязанность всё стереть. Если художника невозможно было определить, то обязанность уничтожить рисунок перекладывалась на муниципалитет. Потом эта норма перестала действовать.
Вандализм — это порча имущества, а я исхожу из того, что стрит-арт — это произведение искусства и оно не может ничего портить. Если рисунок сделан на жилом доме, если жильцы этого дома не против, то почему бы не оставить. Можно устроить голосование, подать какую-то заявку на сайте города. Уголовная ответственность здесь лишняя.
Целью моей работы была показать законодателю, что не стоит привлекать по этой статье: можно наложить санкции, стереть или ещё что-то. Но уголовная ответственность — это чересчур.
Власти опираются на нормы закона, которые есть. Раз стрит-арт портит имущество, есть на эту тему статья в уголовном кодексе, а никакой другой статьи о стрит-арте нет, значит, будем привлекать за вандализм. В гражданском праве просто случился пробел: законодатели, грубо говоря, забыли, что всё не стоит на месте, всё развивается, что надо дополнять Гражданский кодекс и отнести стрит-арт к объектам авторского права. Это очень существенный пробел, власти не хотят разбираться и вникать, и поэтому так и происходит.
Где искусство, а где слово из трёх букв?
Есть объективный фактор: видно либо это рисунок, либо какой-то мат. В интересах самого художника сделать так, чтобы его произведения не стирали, а считали действительно чем-то стоящим. Можно назначить экспертную комиссию — например, искусствоведов, которые будут определять, что это, да, действительно классно и почему бы нет.
А пишут мат на стенах, как правило, люди не самые одарённые творческими талантами. Мне кажется, если такой человек напишет нецензурную надпись и ее сотрут, он этого все равно либо не увидит, либо не будет в этом заинтересован. Но если автор считает, что его право нарушено, если он докажет в суде, что это произведение искусства, написанное уникальной краской уникальными буквами — почему нет. Новая практика.
Я начала в работе с того, что стрит-арт — это произведение искусства, и, как любая картина или литературное произведение, которое должно защищаться, это творческий результат, собственный труд художника.
О работе в лаборатории визуализации права
Недавно моя преподавательница Юлия Ерохина решила совместно с Вышкой открыть первый в России исследовательский центр по визуализации права, но из-за коронавируса всё приостановилось. Мы собрали команду ребят и пока ждём: хотим открывать что-то новое и интересное у нас в Вышке.
Сложная нормативная база тяжело даётся простым гражданам. Её тяжело читать, понимать, анализировать. Из-за этого, мне кажется, у нас очень низкий уровень правовой грамотности.
Чтобы преодолеть эту проблему, юристы в коллаборации с художниками и дизайнерами занимаются визуализацией права, legal design. Цель — с помощью рисунков упростить всю эту информацию и доносить её более доступно. Это направление хорошо развито за рубежом: в Америке, Германии, Италии. В Стэнфорде, например есть лаборатория, где занимаются визуализацией Конституции США.
Сейчас это интересует меня больше всего: собирать юридическую информацию и делать ее более доступной через яркие схемы, таблицы, может быть, небольшие пособия. Систематично и максимально кратко. К нашей команде подключились ребята с творческих факультетов, будем делать все в красивой и доступной форме.
Думаю, с такой продукцией можно будет проводить мастер-классы, вебинары для свободных слушателей, например, на тему «Как защищать свои права в суде?». Я работала в суде и видела, как человек подаёт иск и не знает, что он истец. Он спрашивает: «А я кто — истец или ответчик?». Люди не знают элементарного. Я живу в отдалённом регионе на Дальнем Востоке, здесь это особенно губительно.
О планах
Если мне понравится заниматься legal design, я бы хотела уехать в магистратуру за рубеж и продолжать работать в этой сфере. Попробовать что-то в сфере дизайна, чтобы потом уметь соединять дизайн и юриспруденцию. Может быть, со временем появится такая специализация и отдельный человек будет этим заниматься, потому что мне кажется, это очень важно.
Я хотела бы преподавать, окончить аспирантуру. Работа в юридической компании в качестве юриста перестала меня интересовать, я больше исследователь. Наверное, я буду либо преподавать, либо заниматься авторским правом, работать юристом по интеллектуальной собственности. Допустим, в авторском издательстве, во многих арт-пространствах тоже нужны юристы.
Как рассказать бабушке, чем ты занимаешься?
Через то, что я пытаюсь с помощью творчества упростить жизнь людей и сделать сложное право более лёгким.
Многие считают, что право — это очень сложно: много монотонного текста в федеральных законах, кодексах, которые нужно учить.
А я пытаюсь объяснить, что можно доносить информацию наглядно и просто.