Загранпаспорт республиканца Анны Филиповой
В рубрике «Загранпаспорт республиканца» участники вещают из страны обмена и делятся опытом адаптации, учебы и путешествий. Мы будем связываться с республиканцами несколько раз за период их обучения за границей и узнавать, как меняются их впечатления от пребывания там.
12 октября, полтора месяца с начала обмена
Сейчас пять часов вечера, я плыву из Хельсинки в Стокгольм. Еще утром я была на презентации учебного проекта, а после провела несколько часов в библиотеке, пытаясь справиться с университетскими заданиями – их очень много. Вечером на корабле будет вечеринка, а пока мы пишем эссе. После вечеринки студенты по обмену встают ранним утром и принимаются за занятия. Кажется, за решением проблемы, как обходиться без сна, нужно обращаться именно к ним.
О студентах программы «Эразмус» существует предубеждение, что они приезжают только потусоваться, хотя они проходят все курсы наравне с финскими студентами без каких-либо послаблений. В то же время, пока учишься за границей, у тебя есть возможность путешествовать, от которой тяжело отказаться. Поэтому студенты по обмену буквально разрываются между путешествиями и действительно интенсивной учебной нагрузкой. По крайней мере, на факультете социальных наук Университета Хельсинки, где я учусь по обмену с сентября, все именно так.
О переезде
Обучение по обмену начинается задолго до прибытия в другую страну. Все начинается в момент принятия решения о подаче документов, выбора страны обучения и университета. Я прочитала тонну материалов об опыте других людей, университетских сайтов и предметных рейтингов по своей дисциплине, прежде чем определилась с тем, куда хочу поехать. В Хельсинки сочетаются все наиболее важные для меня вещи. Комфортная образовательная и городская среда, интересные мне культура и общественное устройство. Университет входит в сотню лучших во всех трех главных университетских рейтингах.
Еще на этапе подачи документов и взаимодействия с университетом и госучреждениями можно определить, в каком режиме будет проходить ваша адаптация.
Выполняете множество бесполезных и энергозатратных действий для получения элементарных бумаг? Ваши документы не присылают в обещанный срок, делают в них ошибки и не удосуживаются перевести их на английский язык? Возможно, вам потребуется много терпения и находчивости.
Об адаптации
В Финляндии и Университете Хельсинки у меня не возникло таких проблем. Тут все максимально подстроено под студентов. Есть возможность оформления всех документов онлайн или по электронной почте, психологическая поддержка студентов в процессе адаптации.
На почту приходят всевозможные инструкции. От общежития – про то, как тепло одеваться, чинить плиту или кран, готовить, убираться и жить с соседями; от университета – как регистрироваться на курсы, ориентироваться в университете и справляться с осенней хандрой и стрессом от сессии; от студсовета и миллиона студенческих организаций – на какие мероприятия сходить, куда отправиться путешествовать и как воспользоваться преимуществами социального государства.
Тут есть организации на любой вкус: клубы тусовщиков, интеллектуалов, спортсменов, политических активистов и феминистов, зеленых, а также религиозные, сексуально-просвещающие и прочие клубы по интересам.
Быть студентом в Хельсинки комфортно благодаря инфраструктуре и льготам. Есть шутка, что в Хельсинки либо очень дорого, либо очень дешево. Студенческий совет обеспечивает очень дешевое питание, жилье и кучу бесплатных мероприятий с едой и развлечениями, а в магазинах, музеях и транспорте студентам доступны скидки.
Об изолированности и одиночестве
Несмотря на всю поддержку, переезжать в другую страну всегда непросто. Ты меняешь устоявшийся порядок жизни – места, в которые ты ходишь учиться, работать и развлекаться, людей, с которыми общаешься. На новом месте тебе необходимо заново выстраивать свою ежедневную жизнь.
Поддержка принимающей стороны и друзей, прекрасные люди, отличные соседки не спасают от тоски по дому, чувства одиночества и потерянности. Но постепенно поддержка, люди и знания про жизнь в городе аккумулируются и превращаются в ощущение спокойствия и дома.
В Европе существуют устоявшиеся институты, которые в значительной степени формируют опыт студенческого обмена. Например, ESN*, университетские структуры, ответственные за максимально гладкую и комфортную адаптацию студентов в новой среде.
Очень часто иностранные студенты замыкаются в пределах изолированной среды, ограниченной специальными мероприятиями, организациями и студентами принимающего вуза, которые захотели стать частью этой среды в качестве тьюторов.
В Хельсинки все не совсем так, в том числе потому, что в Финляндии все прекрасно говорят по-английски. Мероприятия не сегрегируются по языковому признаку и информация о них всегда доступна на трех языках. Кто-нибудь обязательно вызовется помочь тебе с переводом. Финны в целом дружелюбны, у меня появилось довольно много приятелей среди финских студентов, и больше я не ощущаю изолированности.
*Erasmus Student Network – крупнейшая студенческая организация в Европе, объединяющая студентов по обмену. Хотя программа Erasmus является одной из самых распространенных, это не единственное основание для учебы по обмену. Например, существуют билатеральные соглашения, visiting программы и др.
Об учебе в университете
Сейчас в университете заканчивается первый учебный модуль, на предпоследней неделе проходят презентации групповых проектов. Следующая учебная неделя будет без занятий. Она специально выделена для написания эссе и подготовки к экзаменам.
Студенты по обмену находятся в уникальном положении. Они не прикреплены к конкретному факультету или группе и самостоятельно формируют свой учебный план, ориентируясь на требования своего университета.
Занятия в университете не сильно отличаются от учебы в Вышке. Ты изучаешь небольшое количество курсов, но очень интенсивно. Помимо стандартной кучи ридингов, к дискуссии на семинаре необходимо готовиться заранее и основательно. Как правило, нужно подготовить проблемы и вопросы по заданным текстам.
Иногда свои заметки необходимо загрузить в онлайн-систему за сутки до занятия, чтобы с ними успели ознакомиться остальные. Где-то помимо наших заметках о текстах, нас просят визуализировать свои идеи.
Групповая работа присутствует постоянно. Это могут быть ситуационные группы для работы на паре, групповые проекты или просто группа людей на курсе, с которыми ты можешь собираться на ланч или кофе после занятий и обсуждать проблемы своего исследования, задавать глупые вопросы и просто общаться.
Хотя большинство курсов длятся всего модуль, мы обязательно делаем групповой проект и индивидуальное эссе. Необходимо самостоятельно придумать идею своего эссе, обсудить ее в своей группе поддержки, утвердить ее с преподавателем. Рекомендация начинать писать финальные эссе – не пустой звук.
Каждую неделю рекомендуется докладывать преподавателям о своем прогрессе и получать советы и комментарии. При этом тебя никто не заставляет что-то делать.
Например, ты можешь не читать тексты, не загружать задания и не получать рекомендации от преподавателей, если не хочешь. Никто не спрашивает со студентов, прочитали ли они заданные тексты, а на занятиях могут предлагать несколько тем для обсуждения: вопросы на основании текстов и темы для тех, кто тексты не прочитал.
На некоторых курсах у нас есть несколько «независимых занятий», которые по темам и форматам подстраиваются для тех студентов, которым необходимо что-то еще, помимо фиксированных занятий.
В Университете Хельсинки действует, если можно так выразиться, позитивная образовательная программа: каждая образовательная ступень равнозначна набранному количеству кредитов. Даже если ты не сдаешь какой-то курс, то ты просто не получаешь за него образовательные кредиты, но провал не отражается у тебя в транскрипте оценок или дипломе.
Я подсчитала, что в неделю сдаю минимум 2400 слов текущих заметок, без учета дополнительных дедлайнов. Но самое удивительное для меня не то, что мне приходится много трудиться и каждый день что-то писать, а то, какую огромную работу выполняют преподаватели по подготовке к лекциям. Они постоянно поддерживают студентов, читают и редактируют все тексты, которые мы производим во время курса.
Наконец, большое внимание уделяется этике преподавания, обучения, проведения исследований. Практически на каждом занятии мы говорим о важности критической рефлексии, уважении к друг другу. Всегда обсуждаются проблемы власти, привилегий и дискриминации.
Нам постоянно напоминают не только о том, что не существует абсолютно верной и правильной социологической теории, но и о том, что любая точка зрения, в том числе преподавателя, контекстуальна и ситуационна, а значит, не должна восприниматься нами безапелляционно.
К примеру, преподаватель может абсолютно спокойно рассказывать об ошибках в своей работе или проблемах, сомнениях в работе исследователя, которые до сих пор не решены.
Еще больше подробностей про учебу в Хельсинки, отношения финскими автобусами и языковые барьеры — в телеграм-канале Ани: Lost in Helsinki (ссылка: https://t-do.ru/inhelsinki).