• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Дарья Лебедева

В рубрике «Паспорт республиканца» участники рассказывают о себе — о своём пути в науку, успехах и провалах и о том, зачем им всё это нужно.

О пути в науку

Когда я поступала в Вышку, не думала, что выберу академический трек. Я шла за корочкой и знаниями. Но в процессе обучения меня затянула возможность переформатировать мой интерес к чтению мира вокруг себя, к задаванию вопросов, и захотелось сделать из этого свою деятельность, в том числе профессиональную. 

Плюс Вышка создает очень классные условия для реализации своих желаний в выборе академического трека. На нашей программе курсовые работы проводятся в формате исследования, можно участвовать в научно-исследовательских семинарах. Даже на некоторых парах учёба была построена так, чтобы мы не зашорились в плане «Напиши конспект и зубри его», а постоянно рефлексировали. 

О конкурсе НИРС

На третьем курсе у нас была курсовая работа в формате исследовательского практикума в мини-группе. Когда мы с тремя коллегами дописали исследование, нам порекомендовали податься на НИРС — и мы стали лауреатами. Тогда мне стало понятно, что исследовательский образ жизни мне интересен.

Об исследовании плательщиков алиментов

Нам с коллегами было интересно, каким образом денежные отношения людей трансформируют их социальные, моральные отношения. В качестве кейса мы выбрали алименты в разведенных парах — на примере выплаты алиментов мужчинами, это наиболее распространенная стратегия. Алименты могут выплачиваться по суду, по договоренности между супругами. В любом случае, алименты — это фиксированная сумма, которую в разной форме отец выплачивает на ребенка. То, каким образом это может изменить отношение с ребенком, стало темой нашего исследования.

Мы изучали смыслы алиментных выплат для самих отцов, не затрагивая другую сторону — мнения матери, мнения ребёнка. Каким образом отец видит трансформацию отношений после того, как он уходит из семьи и вместо рутинных покупок, трат на ребенка появляется некая фиксированная сумма, как этот процесс осмысляется.

Экономическая социология занимается тем, как социальные структуры, отношения трансформируется в процессе хозяйствования, экономических отношений. В нашем исследовании мы изучали акт выплаты алиментов, распределение денег, как родители договариваются насчет суммы, формы и порядка выплат. Как меняется понимание отцами этой суммы и ее назначения. 

Наша магистральная гипотеза была в том, что алиментные выплаты становятся механизмом коммодификации* отношений. Очень часто в публичном поле считается, что алименты становятся способом откупиться. Однако мы пришли к интересному выводу,что как раз-таки алиментные выплаты, о которых договариваются мать с отцом — как правило, ребенок не принимает участие в коммуникации — воспринимаются отцом, особенно в нашем, пока довольно-таки традиционном в плане отношений и маскулинности, обществе, как выплата отца по умолчанию. Эту сумму отцы считают обязательным платить, так как «это мой ребёнок, я обязан его содержать». 

По крайней мере, этот вывод справедлив для тех отцов, которых мы изучали. Для порядочных отцов. Для нашего исследования актуальна проблема с достижимостью поля: многие игнорировали наши призывы участвовать в интервью, часто встречались негативные, патриархальные высказывания. Поэтому в исследовании есть ограничение на, скажем так, «хороших отцов», для которых алименты не маркетизируют отношения. 

При этом интересно, что отношения таких отцов с детьми маркетизируются их неформальными выплатами, которые выстраиваются в коммуникации отца с ребёнком. Например, деньги на карманные расходы, подарки, посещения, покупки ребёнку. 

Выстраивается картинка, каким образом отцы через такие неформальные выплаты пытаются сконструировать образ хорошего, вовлечённого отца и скомпенсировать тем самым свой уход из семьи в ситуации развода. Безусловно, они не артикулируют это как «купить ребёнка», но это транслируется на уровне смыслов: попытка сделать неформальные выплаты дополнительным механизмом в коммуникации с ребёнком. 

*Коммодификация — это процесс, в ходе которого все большее число различных видов человеческой деятельности обретает денежную стоимость и фактически становится товарами, покупаемыми и продаваемыми на рынке.

Об исследованиях экологии и общества

Я стажёр Лаборатории экономико-социологических исследований. Что касается сферы научных интересов, наши пути с алиментами разошлись: мне до сих пор интересны процессы коммодификации, но гораздо ближе всё, что связано с экологией: инвайронментальная социология, экосоциология и взаимоотношения человека и окружающей среды, как они трансформируют друг друга, в том числе в фокусе экономической социологии. 

Мне интересно сфокусироваться на том, как хозяйственные отношения людей трансформируются вокруг отношений человека с окружающей средой. В частности, моё дипломное исследование посвящено экологическим практикам молодых людей в их повседневности, какими смыслами они наделяют свои экологические практики. Ради чего они это делают , почему это становится так важно.

Если рассматривать эту темы в более прикладном ключе, то это всё, что связано с качеством жизни людей качества окружающей среды. Эту связку можно изучать с двух сторон: с одной стороны, то, что человек беден, определяет то, что он будет жить в более плохих экологических условиях. С другой стороны, его проживание в плохих экологических условиях вынуждает его в силу низкого дохода или низкого образования вести не самый экологичный образ жизни по меркам публичного дискурса. Круг замыкается, это тоже усугубляет экологические проблемы. Пока с этой темой, как любят говорить у нас на кафедре, «всё сложно»: непонятно, где причина, где следствие, и вокруг большое облако факторов. 

Об экологических практиках молодых людей

В своем дипломном исследовании я фокусировалась на молодых людях до 37 лет. Информантами были москвичи, несущие какую-то экологическую установку, вовлечённые в экологические практики. 

Россияне довольно слабо вовлечены в экологическую повестку. По данным опросов, 90% людей экономят воду, когда чистят зубы, но понятно, что они это делают не из экологических установок, а чтобы сэкономить. Я задалась вопросом: почему для молодых москвичей экология важна — причем и не просто на уровне поговорить, попереживать, посмотреть картинки, где черепашки задыхаются пластиковыми трубочками? Почему они разделяют мусор, едут на Собиратор на другой конец Москвы, просят своих родственников этим заниматься? 

Нарративы молодых людей, обеспокоенных экологией, указывают, что, вероятно, экологические практики становятся частью представления о том, что они считают правильным, нормальным, хорошим. 

С одной стороны, экологическая повестка становится нормальной: это уже не маргинальные «зелёные» и не люди, которым заняться нечем. Молодые москвичи постоянно говорят о том, что забота об экологии — это атрибут цивилизованного общества с ориентиром на Запад. Через экологические практики они, с одной стороны, проявляют заботу об окружающей среде, поскольку видят, что ситуация ухудшается, и пытаются справится с этими рисками справиться через личную вовлечённость. С другой стороны, выстраивается новый моральный идеал человека и социального порядка, в котором забота об окружающей среде — это норма, обязанность. 

В российском контексте интересно, что для них эта обязанность и ответственность становится не столько навязанным долгом. Скорее это сдвиг к заинтересованному индивидуализму. 

О работе в лаборатории

Я стала стажёром-исследователем осенью, в начале четвёртого курса. Пока я была на четвёртом курсе, основным проектом был мой диплом. Помимо этого есть ряд рабочих задач — скажем, организация совместных мероприятий в рамках лаборатории, поддержание журнала, помощь в его функционировании, оформлении статей. 

Лаборатория — это скорее площадка, чтобы продуктивно изучать свои идеи, свои исследования. Это очень заряжает. Часто ты зашориваешься в своем видении проблемы, того, каким образом теоретически, а затем эмпирически подойти. А в лаборатории собираются разные люди с разным жизненным, академическим бэкграундом, которые дают тебе свою перспективу на то, как они видят эту проблему.

О маркетинговых исследованиях

Я проходила несколько стажировок, в том числе в маркетинговых исследований. Интересно, что в маркетинге это всегда очень ёмкое, очень быстрое исследование. Ты не варишься целый год в одном исследовании, это захватывает с точки зрения исследовательского подхода к жизни. 

Но мне не так близки маркетинговые исследования с точки зрения идей. Я представитель молодого поколения, я хочу быть осознанной. В частности, считаю, что потребительство — плохо. 

Кроме того, в социологической среде часто можно услышать, что: 

в маркетинговое агентство войти проще, туда можно податься, если у тебя не сложилось с академией. А вот обратная схема работает очень плохо: если уходишь из академических исследований, быстро теряешь экспертизу, теряешь сети. 

И вообще психологически вернуться в обучение тяжко. Поэтому я решила и дальше пробовать себя в академии. Хотя и не говорю, что академический трек проще и определённее.

О планах на будущее

Я планирую идти в магистратуру «Прикладные методы социального анализа рынков», она связана с кафедрой экономической социологии и идейно, и на уровне преподавателей. Дальше магистратуры я не загадывала. 

О венце академической карьеры

Мне кажется, что академическая карьера — это путь ради пути, ради процесса исследования, и достижение чего-то конкретного может привести к разочарованию: «А дальше что?». 

Если смотреть с той точки, где я нахожусь сейчас, то я бы хотела заниматься вопросами окружающей среды с точки зрения социологии и при этом делать людей жизнь лучше. Делать не просто академические исследования, не вовлекаясь в практическую деятельность, а это скорее применить свои знания в каком-нибудь проекте — в ООН, например.

Что почитать по теме?

Если интересно ближе познакомиться с проблемой роли денег в социальных отношениях, можно начать с работ В. Зелизер — например, «Человеческие ценности и рынок: страхование жизни и смерть в Америке XIX века». Это скорее базовый текст по теме, безусловно, с момента выхода работы социальные науки значительно продвинулись в ее изучении. 

Мне очень нравится книга о цене и ценности рыночных товаров — Aspers P., Beckert J. (eds). 2011. The Worth of Goods: Valuation and Pricing in the Economy.

А что касается вопроса замещения мотивации денежными стимулами, то можно начать с книги С. Боулза «Моральная экономика. Почему хорошие стимулы не заменят хороших граждан».